Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения детей с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Учащиеся с ОВЗ на 2022-2023 учебный год
Всего детей с ОВЗ |
Из них: |
||||||
ТНР |
Слабовидя-щие |
РАС |
ЗПР |
НОДА |
Слабослыша-щие |
УО |
|
83 |
9 |
2 |
7 |
58 |
4 |
2 |
1 |
Все учащиеся с ОВЗ обучаются по адаптированным образовательным программам.
Учащиеся с инвалидностью на 2022-2023 учебный год
Всего по школе |
Инвалиды с ОВЗ |
Инвалиды |
17 |
11 |
6 |
1. В МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» имеются оборудованные учебные кабинеты, кабинеты для проведения практических занятий, библиотеки, спортивные и хореографические залы, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На основании приказа Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска с 1 сентября 2020 года в школе открыт и продолжает работать в 2022-2023 учебном году автономный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра.
Для учебного процесса оборудован класс и комната для психологической разгрузки учащихся (сенсорная комната). Школа получила оборудование, учебные пособия и специальные приспособления для организации обучения и отдыха детей с расстройством аутистического спектра: специальные индивидуальные учебные парты, карточки «ПЭКС», маты детские, кресла-пуфики, модульный ковровый набор, тактильная панель акустическая, антистрессовый гелевый лабиринт, сенсорные мешки, утяжелительная подушка, шумовой набор, игры для развития (конструкторы, цифры и знаки, для моторики, изучения объема, тактильные наборы), сухой бассейн, стол для рисования песком, тактильная дорожка, маты, проектор Меркурий с фотопроекционными дисками, мягкий игровой модуль, батут.
Школа подготовила кадры для работы на данном классе. Специалисты (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) прошли курсовую подготовку по программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройством аутистического спектра». Педагоги школы занимаются самообразованием: знакомятся с опытом работы ресурсных классов нашего округа, самостоятельно изучают педагогические технологии.
В школе имеется следующее специальное оборудование для учащихся с ОВЗ и инвалидов:
- поручни в туалетных комнатах для мальчиков и девочек на 1 этаже;
- специальные раковины с поручнями.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации в настоящее время созданы специальные условия:
· Разработаны адаптированные образовательные программы для:
- учащихся с задержкой психического развития,
- учащихся с тяжёлыми нарушениями речи,
- учащихся с расстройством аутистического спектра,
- слабовидящих учащихся,
- слабослышащих учащихся,
- учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- учащихся с умственной отсталостью.
· В образовательном учреждении реализуются организационные формы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: обучение в образовательном учреждении в классе, обучение на дому. В 2022-2023 учебном году на дому обучается 4 учащихся НОО и 2 учащихся ООО.
· Созданы условия для проведения групповых и индивидуальных занятий для лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении оборудованы учебные кабинеты с зонами отдыха для обучающихся с ОВЗ. Имеются кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога.
· Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
· Использование в работе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
- О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. 1 класс.
- Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Живой мир. Рабочая тетрадь. 1 класс.
- Т.А. Куликовская. Логопедические скороговорки и считалки.
· По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются специальные учебники.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ:
Логопедические компьютерные диски, программы:
- Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
- Логопедические упражнения. Рекомендации. Развивающие занятия.
- Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.
- Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.
· Использование презентаций учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом и учителями во время уроков и занятий.
· По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются ПК для обучения в постоянное пользование.
· На уроках и во внеурочной деятельности при работе на ПК детям с ОВЗ и инвалидам по необходимости оказывается ассистентом техническая помощь.
· Оказание психологической и консультационной помощи учащимся с ОВЗ
Педагог-психолог проводит:
- коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ.
- консультирование педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ.
Учитель-дефектолог проводит:
- коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности;
- формирование алгоритмов учебной деятельности;
- развитие вербально-логического компонента;
- помощь в овладении адаптированной образовательной программы.
Учитель-логопед проводит:
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ, которые направлены на развитие речи и произношения;
- консультации для родителей по вопросам развития речи детей с ОВЗ.
Формы работы с учащимися с ОВЗ:
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
- Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
- При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
2. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Организация специальных условий для получения образования детей с ОВЗ и инвалидов
· Все учащиеся обеспечены учебниками и учебными пособиями, есть книги для чтения, хрестоматии;
· наглядные плоскостные пособия (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные пособия (гербарии, муляжи, макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· тренажеры и спортивное оборудование;
· методические материалы и оборудование для работы педагога-психолога и учителя-логопеда (цветовой тест Люшера; тест Тулуз-Пьерона; методический материал для коррекция письменной речи обучающихся и пр.);
· учебное оборудование и методические пособия:
- интерактивная доска с проектором;
- мультимедийные проекторы;
- интерактивное оборудование;
- компьютерное оборудование;
- мультимедийное обеспечение;
- комплект оборудования по учебным предметам;
- комплекты наглядных средств обучения.
· стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.);
· все учащиеся с инвалидностью и ОВЗ вовлечены в воспитательную работу и внеурочную деятельность;
· библиотека общая для всей школы.
Педагоги, прошедшие профессиональную подготовку для организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.
Специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог).
3. В здание школы обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Перед входом в школу имеется звонок вызова помощника (охранника).
В рамках окружной программы выполнено:
· оборудован пандус у входной группы в здание образовательного учреждения;
· расширены дверные проемы, оборудована беспороговая система дверей;
· оборудованы санитарные узлы для маломобильных групп учащихся;
· есть лифт;
· информационные наклейки предупреждающие или оповещающие;
· контрастная лента для маркировки дверных проемов и ступеней;
· противоскользящая контрастная полоса на ступенях лестницы.
При входе в школу установлена вывеска, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля (название организации, график работы).
4. Условия организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Питание учащихся осуществляется в соответствии с:
· Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 8, 34, 37, 41, 79),
· СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,
· постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 г. № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»;
· законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (статья 6 «Обеспечение питанием обучающихся»),
· законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2016 № 4-оз «О регулировании отдельных отношений в сфере организации питания обеспечения питанием обучающихся в государственных образовательных организациях, частных профессиональных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
· постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.03.2016 № 59-н «Об обеспечении питанием обучающихся в образовательных организациях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
· приказом Департамента образования Администрации города от 12.10.2018 года № 746 «Об организации работы общеобразовательных организаций по созданию необходимых условий для организации питания обучающихся»,
· приказом директора школы от 31.08.2022 года № 162/4 «об организации питания обучающихся»,
· на основании протокола Управляющего совета МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.».
Бесплатное двухразовое питание носит заявительный характер, предоставляется льготным категориям обучающихся к которым относятся:
· Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
· Дети из многодетных семей (удостоверение).
· Дети из малоимущих семей (соц. защита).
· Дети инвалиды (справка МСЭ).
· Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по очной форме в общеобразовательных организациях (ТПМПК-заключение: учащиеся с ОВЗ).
Все учащиеся с ОВЗ и инвалидностью обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
5. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе. Образовательное учреждение занесено на карту возможностей особого ребенка. Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
В школе установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная звуковая сигнализация;
- таблички и указатели с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
- система видеонаблюдения.
Основные направления охраны здоровья:
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер и медицинская сестра. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю.Г.» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Отопление, вентиляция, освещение в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям. Учебная мебель в классах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, расставка соответствует росто-возрастными особенностями учащихся.
6. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
7. Электронные образовательные ресурсы.
Список видеокассет и электронных пособий для учащихся с 1 по 11 класс можно скачать ниже.
ЭОР для 1 класса:
· Иванов С.В. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Рудницкая В.Н. Математика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Музыка. Фонохрестоматия.
· А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
· Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
· Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.
ЭОР для 2 класса:
· Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Усачёва. В.О. Музыка. Фонохрестоматия.
· Пахомова. Н.Ю. Проектная деятельность. Раздаточный материал. 3 кл.
· А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
· Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
· Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.
ЭОР для 3 класса:
· А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
· Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
· Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.
ЭОР для 4 класса:
· А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
· Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
· Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Электронное приложение к учебнику.
· Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.
ЭОР для 1-4 класса:
· Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». Электронное образовательное пособие 1-4 кл.
8. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
· мультимедийные комплексы,
· интерактивная доска,
· сенсорная комната,
· карточки «ПЭКС»,
· конструктор рабочей программы для школьных логопедов,
· программа для создания пособий и дидактических игр,
· конструктор индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ,
· игры на внимание, память, логику,
· калейдоскоп букв (дидактические игры для запоминания букв),
· читай-пиши без ошибок (дидактические игры для коррекции трудностей чтения и письма),
· игры для активизации речи детей с ТНР,
· 3 в 1: обучение чтению,
· занимательная фонематика,
· развивающие комплексы и тренажёры,
· линейки для развития моторики,
· наглядность для изучения объема,
· тактильные наборы цифр, букв, геометрических фигур.
Предлагаем ознакомиться с видеороликом "Предупреждение и коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии несовершеннолетних" >>>